Можно смело утверждать, что украинский флаг больше модифицировался во времена Запорожского казачества. В то время единого флага для всей Украины не существовало. Хоругви были разноцветные с изображением звезд, крестов, солнц, месяцев, гетманских или местных гербов.
В Киевских флагах, которые сохранились в описаниях со времен освободительной войны Богдана Хмельницкого, применялись такие цвета: красный и малиновый – 8 раз, белый – 7, голубой – 6, желтый – 5, черный – 4, зеленый – 1 раз. Всего сохранилось 14 описаний флагов.
Вот одно из описаний очевидца штурма г. Гомеля в 1651 p.: «Наступление началось 4 июня в воскресенье. В восемь часов рано, при смене караула, увидели сначала знамя красную с белым крестом и белой обводкой, затем показалась второй красной хоругвь, а возле нее три белые и две черные и две жовтооблочисти (т.е. желто-голубые), и под ними 8 000 казаков конных и пеших выбранного войска ».
Группа казацких флагов Киевского полка 1655
Вообще, к середине XVII века главным знаменем казачьего государства было красное полотно с изображением Архангела Михаила. Большой флаг (хоругвь) Сечи описывались так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой – белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды.
Подобное расцветки флага запорожцев некоторые исследователи склонны связывать с данью памяти казацкому вождю Дмитрию Байде-Вишневецкий, потомку турово-Пински ветки Рюриковичей (имел родовой герб схожей композиции).
Флаг с архангелом Михаилом появилось при Б.Хмельницкому. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: “Хмельницкого ехал как гетман … За ним несут новый Червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайцы вышитый его герб: Абданк с крестом”. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, убивающего змея.
“Абданк” – польский герб. В щите изображается фигура наподобие буквы “W”. Легенда говорит о происхождении герба следующее. В древности город Краков осаждал ужасный дракон. Швец Скуба сделал из телячьей кожи чучело, набил его серой и воткнул горящий факел. Дракон проглотил чучело и обжег внутренности. Чтобы охладиться чудовище принялось пить воду из Вислы и пило пока не лопнуло. Князь Крак подарил Скуби герб с буквой W (Wawe) в память о Вавельский холм, где проживал дракон. Название герба связывают с одним из Скарбеков, которого король Болеслав Кривовусий отправил к германскому императору Генриху. Император показал послу свою казну. А Скарбек, не желая показаться бедным, не задумываясь, бросил в нее свое золотое кольцо. Император поблагодарил: “Habe dank”.
Личный флаг Хмельницкого. Хранится в фондах стокгольмского Военного музея
Флаг Богдана Хмельницкого “Абданк” (1655, Варшава, Львов).
В фондах Музея Армии в Стокгольме хранится знамя Богдана Хмельницкого. Как предполагают историки этот флаг был потерян казаками Хмельницкого в битве с поляками при Берестечко в 1651 году; во время оккупации шведами территории (1655) казацкий флаг вероятно оказался среди трофеев. Флаг представляет собой коричневое полотнище с откосом (по сохранившимся акварелях его первоначальный цвет – красно-оранжевый), в центре на белом фоне изображены золотые крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и буквы “Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В . С. ” (Богдан Хмельницкий – гетман его королевской милости Войска Запорожского).
Отдельные курени, полки, паланки также имели свои знамена, причем всевозможных цветов и рисунков. Конечно флаги несли религиозную символику.
C cередина XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Печать с таким изображением была подарена польским королем Стефаном Баторием гетману в 1576 году. На знаменах казак обычно изображался на желтом фоне, одежда казака – красного цвета.
Казак с мушкетом изображался как на главных полковых знаменах – знаменах, так и на знаменах, сотенных знаменах и значках. Ордер гетмана К.Разумовского от 18 сентября 1755 регламентировал вид полковых и сотенных знамен. На одной стороне должен был размещаться казак с мушкетом, а на обороте полковой или сотенный герб. В 1758 году при изготовлении голубых сотенных знамен для Нежинского полка вместо сотенного герба (которого вероятно не было) были использованы буквы наименования сотни в декоративном обрамлении.
Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем.
Хоругвь для морских походов
Большая хоругвь для морских походов Флаг Войска Запорожского находится в фондах Львовского исторического музея
В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия) сохраняется флаг Запорожского войска, представляет собой красное полотнище, на лицевой стороне которого изображен двуглавый орел со звездами, “Спаситель, благословляющий казаков на брань, с семнадцатью звездами вокруг его” и “архангел Михаил с огненным мечом в правой руке “. По кайме флага – надпись: “Этот флаг в войска императорского величества низовое сделано средства пехоты воюющего того же войска по Черному морю также по рекам Днепру и Дунаю”. Под орлом трехмачтовый военный корабль.
Спаситель, благословляющий казаков на лайкуТакою же сложной как и история Украины XVI-XVIII веков была и судьба казацких флагов. Часть из них после неудачных сражений казацкого войска оказалась в руках противника. Но подавляющее большинство казацких флагов функционировала до ликвидации Россией во II половине XVIII века Запорожской Сечи, гетманщины и казацких полков. Россией они были изъяты.
Еще в начале ХХ века в русских музеях находилось несколько десятков казацких флагов. Впоследствии в 30-е годы они исчезли неизвестно куда. Именно поэтому и не сохранилось в украинских музеях значительных казацких флагов.
Звезда Давида Интересно: На знаменах казаков изображен шестиконечную звезду – это не еврейская звезда Давида, а в древности шестиконечная звезда ассоциировалась в первую очередь с магией, а также с гербами и эмблемами отдельных семейств и общин. Начиная с глубокой древности гексаграмма была популярна в культурах многих народов, возможно, благодаря своей симметрии. «Треугольник с вершиной, направленной вниз, символизирует женское начало, а с вершиной, направленной вверх – мужское. Сочетание таких треугольников – символ единения и гармонии. В алхимии два треугольника символизируют огонь и воду, а вместе воплощают единство противоположностей … »
Очень интересным является тот факт, что казаки использовали разные флаги.
Среди них было много “жалованных”.
Император Священной Римской Империи Рудольф Габсбург в 1593 году даровал казакам золотое знамя с орлом. Флаг передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесото;
казаки имели знамя от австрийского императора Максимилиана I, сделано “с Кармазиновый Дамаске”;
польский король Стефан Баторий подарил казакам “клейноды”: хоругвь, бунчук и булаву;
в 1557 году отряд запорожцев Дмитрия Вишневецкого перешел на службу к Ивану IV Грозному и получил от него флаг;
в 1632 году казаки получили от русского царя “флаг умышленно из запасных флагов – послать тот флаг Тулских Черкасс, и Днепровских козаков голове Ивану Ворыпаю”. Описание флага: “Тафта веницейская, опушка червленая, всередине два клина желтых так один клин черный на черном клина круг тафта червленая, тафты в нем два аршина бы сливок …”
В 1646 году польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом (подобная композиция на некоторых географических картах именовалась гербом Украины).
в 1649 году от польского короля Яна Казимира казаки получили красный флаг с белым орлом, 2 русскими крестами и надписью “Ioannes Casimirus Rex Poloniae”;
31 июля 1651 в Чигирину посол турецкого султана Чауш Ага вручил Богдану Хмельницкому булаву, саблю, халат и флаг с изображением месяца
В 1653 году московское посольство боярина В.В.Бутурлина вручило Хмельницкому знаки власти, в числе которых флаг со Спасом;
Павел Алеппский писал, что в 1654 году видел в войска гетмана Хмельницкого “знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой материи полосами с поднятым на нем крестом”;
в 1654 году Богдан Хмельницкий получил от русского царя Алексея Михайловича флаг с изображением Всемилостивейшего Спаса, Пресвятой Богородицы, Святых Антония и Феодосия Печерских и Святой Варвары (флаги передал посланник Бутурлин в Переяславе)
в 1665 году гетману Брюховецкому от русского царя передан флаг “цветов середина тафта червленая, опушка тафты зеленая, по знамени круга тафта лазоревая”.
В 1706 эти в Бендерах казакам Ивана Мазепы турецкий султан даровал сине-красное знамя, на красном поле полумесяц и звезда, на синем – “золотой крест Восточной церкви”.
Петр I даровал гетману Апостолу белый флаг с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовский;
В 1762 году Екатерина II передала для атамана казаков новые клейноды: булаву, знамя, литавры, печать, пернач, значки и палку. То же самое случалось при выборах каждого нового атамана. Известно, например, желтый флаг Запорожье;
ВВ 1763 году атаман П.Калнишевский за свой счет изготовил синее знамя с изображениями Петра и Павла, церкви, двуглавого орла.
No comments yet.
RSS feed for comments on this post.
Sorry, the comment form is closed at this time.